Культура

Виртуальные встречи с современными российскими художниками. Александр Беглов

Compressed file

Мы продолжаем знакомить наших читателей с творчеством современных российских художников. Сегодня у нас в гостях заслуженный художник Российской Федерации, заслуженный работник культуры Московской области, председатель Союза Художников Подмосковья, директор Щёлковской художественной галереи, вице-президент Творческого Союза Художников России, академик Международной академии культуры и искусства, профессор Вейнаньского государственного педагогического университета (Китай) – БЕГЛОВ Александр Иванович.

Александр Иванович родился в Москве. Окончил Московское академическое художественное училище памяти 1905 года, Московский государственный академический художественный институт им. В.И. Сурикова. Кавалер ордена «Служение искусству» Международной академии культуры и искусства. Награжден Дипломами Союза художников России, Золотой медалью Творческого союза художников России, Медалью Первого Международного салона искусств «Путь единства», медалью «50-лет космонавтики», памятным знаком «15 лет МГУУ Правительства Москвы», Грамотой МОСОБЛДУМЫ и медалью «Правит закон», стипендиат Министерства культуры РФ (2007), Почётной грамотой Министерства культуры РФ. Работы находятся в частных и государственных коллекциях России, Германии, Италии, Словакии и др. 

Добрый день. Александр! С Вашим творчеством нам уже посчастливилось познакомиться во время  Вашего приезда с коллегами из Союза Подмосковных художников. Тогда с большим успехом прошла совместная выставка с польскими художниками, и был подписан договор  о сотрудничестве между Союзом Подмосковных художников и Союзом польских художников Варшавского отделения. Прошло уже немало времени, Ваша творческая деятельность продолжается, и хотелось бы узнать о ней и о Вас больше. 

Традиционный вопрос, расскажите, пожалуйста, как и когда к Вам пришло решение стать художником? Вы с самого детства были увлечены рисованием?
Рисовать я начал с детства. Сколько себя помню, всегда рисовал и писал акварелью. Сохранились некоторые рисунки и живопись того времени, времени детства и юности. Мне не стыдно их показывать на своих персональных выставках, хотя они были выполнены до того, как я пошёл учиться и стал профессиональным художником.

Как Вы считаете, художник иначе видит окружающий мир?
Художник видит мир также как и все, если, конечно, он не болен психическими заболеваниями. Более того, художник очень внимательно смотрит на предметный мир и находит пластическое взаимодействие в предметной среде. Для того, что бы передать своё впечатление от окружающего мира, нужно очень много учиться и уметь. А самое главное,  это наличие яркого таланта. Слава Богу, что талантливых художников не так уж и много. Иначе не ценилось бы настоящее искусство так дорого.

Какие исполнители, художники вдохновили Вас на начало художественной деятельности? Кто из художников близок Вам по духу? Из современных художников кого-нибудь можете выделить?
Рафаэль, Микеланджело, Рембрандт. 
А про современных коллег ничего не скажу. Я возглавляю  Союз художников Подмосковья, тысячную организацию и вице-президент Творческого Союза художников России. Представляете, что будет, если я кого - то начну нахваливать?
Из более близких, к нашему времени, мне нравятся Илья Репин, Андерс Цорн, Джон Сингер Саржент,  Хуакин Батиста Соролла. Это очень сильные художники. Их объединяет наличие яркого таланта и высокое мастерство. 

Завершая картину, Вы испытываете удовлетворение или же Вам жалко с ней расставаться?
Во-первых, я сразу пишу несколько картин и на разные темы. Это связано в большей степени с технологией. Нужно просушивать каждый написанный слой живописи, да и размеры разные и темы. Архитектуру и фигуратив писать дольше, а пейзажи писать легче и быстрее. В основном я пишу для художественных музеев России и зарубежья. Бывают и частные заказы, но очень редко.

Какую из своих картин Вы считаете самой знаковой?
«В последних лучах» 2011, хм, 148х270. Находится в коллекции Государственного  музея  «Ростовский кремль».

Скажите, пожалуйста, был ли такой момент, что Вы проснулись знаменитым?
Да, мне в хорошем ресторане молодая официантка бесплатно поднесла кружку пива. Сказала, что ей очень нравится моё творчество и она очень рада, что я оказался в этом ресторане. Мне вдвойне было приятно, что в этот момент я был с другом, и он оказался свидетелем моей минутной славы.

В каком состоянии духа  рождаются Ваши работы? Зависит ли тон, оттенки Ваших работ от Вашего настроения? Какие черты характера помогают Вам в творчестве? В каком настроении обычно вам рисуется лучше всего?
Художник должен быть с характером. Необходимо уметь сосредоточиться на работе, несмотря ни на какие внешние раздражители. Нельзя ждать вдохновения, это не профессионально. Нужно быть всегда в форме. 

Какой факт вашей биографии вы считаете самым примечательным? Как бы вы продолжили фразу «Однажды я…»?
Я очень обрадовался, когда поступил в Московское академическое художественное училище памяти 1905 года, а по окончании, в числе первых студентов поступил во Всероссийскую академию живописи ваяния и зодчества (ныне РАЖВИЗ им. Ильи Глазунова) А закончил я своё образование в Московском государственном академическом художественном институте имени В.И. Сурикова.

Расскажите о своём самом необычном творческом опыте? Наверняка, Вам не раз приходилось заниматься чем-то совершенно непривычным и неожиданным?
Не могу вспомнить. Мне кажется, я всё делал профессионально, даже если это были совершенно безумные предложения. Например, написать архитектурный пейзаж от Москворецкого до Крымского моста. Я написал вид с Москворецкого моста в классической манере. А вот когда мне одна избалованная дама предложила написать картину «Как лезвие бритвы», то я отказался от заказа, понимая, что она сама не понимает, что ей нужно.
В 1990 году во время творческой поездки в Италию в составе делегации РАЖВИЗ написал небольшой городской пейзаж Флоренции для выставки в Ватикане. Всё нужно было сделать быстро и качественно. И мне это удалось. Рад, что эта картина находится в фонде Щёлковской художественной галереи.

Идеальный день начинается с идеального утра. Какое у Вас идеальное утро?
Когда хорошее самочувствие, и ты можешь работать.

Что или кто вдохновляет Вас на создание новых работ? Ваша муза?
Можно я промолчу? Я не люблю говорить о личной жизни публично.

Бывает ли у вас мистическое чувство, что что-то направляет Ваше воображение и кисть?
Когда меня творчество захватило по- настоящему, то появляется ощущение, что твою руку кто-то ведёт свыше. Особенно, когда пишешь большие работы.

Александр, глядя на Ваши работы, Вы уделяете достаточно внимания истории России, какие темы Вас еще привлекают? Есть наиболее любимые?
История становления российской государственности «Вечер у Петра I». История Отечественной войны 1812 года, серия работ «Ахтырские гусары». История Великой Отечественной войны 1941-1945 г. «В окопах под Москвой»,  и т.д.

Когда Вам лучше работается?
Творить в тишине – это хорошо, но художникам нужно общение, тусовка…
Тусовки у артистов, а художники общаются без пафоса и скорее, как обычные люди в зависимости от личных симпатий.
Творить хорошо, действительно, в тишине. Многие художники воспользовались «самоизоляцией» в начале пандемии и смогли много написать. Я тоже не стал исключением.

Как Вы относитесь к плагиату? Как Вы «защищаетесь» от него?
Я спокойно к этому отношусь, поскольку в искусстве всегда были и будут заимствования, цитирования, реплики по поводу и т.д. Думаю, что в чистом виде плагиат невозможен по ряду причин. А вот подделки есть и будут. Это старо как мир. Меня пока никто не подделывал.

Как  Вы считаете, есть ли у современного искусства своё послание, о чём оно говорит или пытается сказать? 
Во-первых, до сих пор идут полемики по поводу того, что считать современным искусством. Так называемые «актуальщики» и другие нонконформисты считают себя представителями «современного искусства», монополизировав само понятие современное. Во-вторых, вся их деятельность никакого отношения к живописи, графике, скульптуре, то есть к тому, что мы привыкли понимать, не имеет. Они занимаются так называемым Акционизмом, суррогатом театра в его архаичной форме, психоделики и политики. И всё это замешивается на скандале. Для тех, кто их критикует, заготовлен ярлык ретрограда. И если проще, то это не что иное как «Голый король» Ганса Андерсена.

Следите ли вы за тенденциями и модными веяниями в живописи, иллюстрации и т.д.? В последнее время, к примеру, все начали делать sketchbook-art, рисовать маркерами… Как относитесь к подобным массовым увлечениям?
Нет, мне это не интересно. Это скорее для не художников.

Чем любите заниматься помимо творчества, у Вас есть хобби?
Моя работа директора галереи и есть моё хобби.

Ваша любимая книга? Художественный персонаж? Фильм? Спектакль? Песня? 
Мне нравится книга Данте «Ад», фильм Питера Гринуэйя «Живот архитектора»,  театр я не люблю, потому что там нужно хлопать и ласково смотреть в глаза актёрам, люблю музыку Георгия Свиридова.

Что бы вы посоветовали людям, которые хотят разбираться  в искусстве? С чего начать?
Нужно много смотреть, посещать художественные музеи, выставки, читать об искусстве, а самое главное полюбить искусство во всём его разнообразии. 

Способно ли искусство изменить человека, его душу и разум?
Нет. Искусство всего лишь отображает жизнь во всех её проявлениях. И, если человек открыт для его понимания даёт ощущение гармонии.

Какие напутствия или советы Вы можете дать начинающим художникам?
Гламур и китч самые главные враги искусства. Нужно избегать внешней «красивости», искать внутренние смысловые и пластические связи. И всегда учиться, что бы быть профессионалом.

Как Вы думаете, сегодняшняя общая ситуация с пандемией как-то влияет на  искусство? Что-то меняется или может измениться в этой области? Что происходит на арт-рынке? 
Пандемия не влияет на арт-рынок, поскольку у нас нет арт-рынка в его правильном понимании. Нет аукционов, госзаказа и тд.  Есть случайные продажи и непонятные истории.

И в заключении, вопрос, который бы Вы хотели услышать и не услышали в этом интервью?
Есть ли жизнь на Марсе?

Беседовала Татьяна Понятовская

Ссылка на видео-версию интервью >>>

Compressed file
Compressed file
Compressed file
Compressed file