Марика Крайневска: «Теперь я  могу сказать, что литература это и есть моя жизнь»

Compressed file

Марика Крайневска – современная польская писательница, которая  родилась в Санкт-Петербурге. В детстве каждое лето проводила каникулы в Черкассах. В возрасте 12 лет вместе с родителями переехала в польский город  Торунь.  По образованию - переводчица, по жизни - журналистка и писательница. Автор книг «Бумажная бабочка», «Эра женщин», «Запах малин», «За поворотом», «Пять». Марика - владелица издательства и благотворительного фонда «Бумажная бабочка» («Papierowy motyl»), который создан в содружестве с фотографом Татьяной Яхирой.

Писательница пишет, прежде всего, об отношениях между людьми, а также о поисках любви там, где, казалось бы, ее нет. События новой книги «Белые ночи» разворачиваются в Санкт-Петербурге и Варшаве. Это роман о двух братьях, влюбившихся в одну девушку из Польши. Сложная жизненная ситуация вынуждает героев книги принять непростое решение, которое в корне меняет всю их жизнь. Это история большой любви, заставляющей страдать и искать своё счастье. Вместе с героями романа читатель плачет и смеется, переживает и радуется.

- Марика, ты родилась в Санкт-Петербурге, потом переехала в Польшу. Какими были твои первые впечатления от этой страны?

-В Польшу я перебралась вместе с моими родителями. Мне тогда было двенадцать лет. В то время я даже не задумывалась о причинах переезда, который казался мне лишь увлекательным приключением. Да и многие мои друзья вначале 90-х, покинули Родину и уехали в Америку или в Израиль. Состояние переезда казалось чем-то естественным, а настроение было вполне приподнятым. Только после первых дней, проведённых в уютном маленьком польском городке с «пряничными» домиками с непривычным для русского человека названием Торунь вдруг появилась мысль: «А ведь это уже навсегда!». Именно тогда я впервые осознала, что потеряла. Ощущение новизны и бушевавший во мне дух странствий стали всё чаще сочетаться с желанием сохранить в сердце воспоминания о родном сердцу Петербурге.

-А творческий путь начался, наверное, с какого-то необычного события…

- Это как посмотреть… Первые «пробы пера» пришлись на университетские годы, потом родилась дочь… И в какой-то момент я неожиданно поняла, что хочу заниматься творчеством. Серьезно заниматься. Как будто вместе с дочерью родилась заветная мечта. Так я отважилась направить рассказ на литературный конкурс, организованный глянцевым журналом «Пани», а следом за этим записалась на специализированный курс в Польскую Академию Наук. Вскоре пришёл ответ из редакции. Оказалось, что из пятисот рассказов моё «литературное начинание» заняло… первое место! Другим сюрпризом стало то, что среди членов жюри был Януш Леон Вишневский - автор известной на весь мир книги «Одиночество в сети». В общем – моему счастью не было предела! А после приглашения на торжественное вручение награды я почувствовала себя просто королевой! Той, которая поверила в себя и свой талант. Вот тогда-то, думаю, и началась моя осмысленная творческая жизнь.

- Поляки называют тебя «Многофункциональной женщиной».  Ты невероятно талантливая творческая личность, а тебе  самой, что ближе литература или кино,  а может быть еще что-то?

- Несколько лет назад я бы, наверное, между кино и литературой поставила знак равно, но за последние годы все – таки, что-то во мне изменилось.  Теперь я могу сказать, что литература это и есть моя жизнь. И заниматься литературным творчеством это просто счастье!

- Что для тебя «вдохновение»? Как рождаются хорошие сюжеты?

Вдохновенье это когда ты мало думаешь J. Спешу пояснить – когда не замусориваешь себе голову ненужной суетой,  не только слушаешь и смотришь, а еще и слышишь и видишь все, что рождается в твоем сердце. Только после этого сможешь увидеть, что рождается в сердцах других, а вот это как раз и есть хороший сюжет. Сюжеты ходят по улице, сидят напротив нас в кафе, едут рядом в метро. Они такие, совсем не прячутся, хотят, чтобы о них рассказали.

- Как ты относишься к определению «женская проза», причисляешь ли свои произведения к этому жанру?

Это термин довольно широк, то есть его определение не четкое, поэтому я даже толком не понимаю, что относится к этому жанру и судя по всему, Анна Каренина это женская проза!? Вот что странно: когда- то я делала опрос среди читателей и коллег писателей, что ж это такое женская проза. Ответы были не однозначными.  Большинство читателей говорили, что это легкая литература, которую пишут домохозяйки, тоскующие за принцем на белом коне. Часть опрошенных  людей говорила, что это все книги, которые написали женщины. Ну, смешно даже. Я, честно говоря, так и не понимаю, что это такое. Наверное, только термин, выдуманный книжными сетевыми магазинами для коммерческих нужд.

- Имея свое издательство, ты отчасти отвечаешь за просвещение общества. В чем твоя миссия? На чем основывается твой выбор как издателя?

Да, это действительно так. Не простой это выбор, особенно, что касается польского издательского рынка. Наверное, тот факт, что я сама пишу, сказывается на моих решениях относительно издаваемой литературы. Миссия заключается в том, чтобы с одной стороны дать читателю эмоциональную встречу с самим собой на страницах данного сюжета, а с другой показать мало известного в стране писателя и его личность, которая как бы писатель не старался всегда скрывается между строк. Мои планы на будущее издавать русскую литературу в Польше, это всегда для меня была миссия, но пока я до нее добираюсь можно сказать через сугробы.

-  Что значит для тебя выражение «хорошая книга»? Какая она?

Русская. Честно. Это первое что приходит мне в голову. Но я конечно в этом плане совершенно не объективна. Хорошая книга – это, прежде всего такая, в историю которой я поверю и полюблю героя, с которым мне тяжело будет расставаться после ее прочтения.

- А в классике – кто кумир, авторитет?

Вот это очень интересный вопрос. Литературные авторитеты на протяжении лет менялись. Постоянными остались только наши русские классики. Набоков был прав, когда читал свои лекции по литературе и говорил о роли Толстого и Достоевского.

- Что для тебя главное в жизни? В чем  твоя формула счастья?

Осознавать, что у нас есть только «здесь» и «сейчас» и ничего другого нам не надо. Мало того, живя здесь и сейчас, у нас есть все, что нам нужно. Когда я это поняла, качество моей жизни улучшилось в несколько раз. Это так интересно, когда знаешь, что счастье в нас, а не где-то там. И когда есть возможность писать книжки. 

Беседовала Елена Аксенова