Праздники

Дорога к вере: интервью с Урбановичем Георгием Язеповичем

Compressed file

Константин Ивлев, корреспондент газеты средней школы при Посольстве России в Польше накануне христианского праздника Пасхи взял интервью у клирика Кафедрального собора Христа Спасителя города Калининграда, руководителя Духовно-просветительского центра Калининградской епархии – Урбановича Георгия Язеповича

В нашей школе учатся ребята разных национальностей и вероисповеданий, но большинство считает себя православными. Как правило, они являются «пассивными верующими», которые избирательно соблюдают религиозные традиции и редко посещают церковь.

Правильно ли мы живем? Почему наши предки выбрали православие и веками хранили приверженность этой вере? Какова роль религии в наши дни и чем она может помочь современной молодежи? Об этих и других вопросах  накануне светлого праздника Пасхи мы решили поговорить с православным священником Урбановичем Георгием Язеповичем.

Здравствуйте, Георгий Язепович! Как Вы оцениваете роль религии в современном мире? Не кажется ли Вам, что она постепенно отходит на второй план?

Смотря чем это измерять. Например, в ХIX веке европейцы неукоснительно соблюдало религиозные традиции, основная часть населения проживала в сельской местности и имела размеренный уклад жизни. В воскресенье люди одевали красивую одежду и шли в церковь, чтобы помолиться, послушать проповедь и пообщаться. С тех пор жизнь сильно изменилась, стала динамичнее, люди переезжают в большие города. У многих из них в выходные дни появилась работа или дела, которые они не могут выполнить в другое время. Им не удается регулярно посещать храм, но в целом они отождествляют себя с христианством. Можно сказать, что внешне такие люди отдалились от религии, но внутренне – нет. 

Кроме того, за последние пятьдесят лет количество атеистов в мире сократилось почти в три раза. Так, в 1970 году по статистическим данным их насчитывалось около 30%. Исследователи того времени уверенно заявляли, что к 2000 году будет не более 50% верующих, а к 2050 году их не останется совсем. Что получилось? В 1990 году количество атеистов уменьшилось до 25%, в 2000 году – до 18%, в 2010 году – до 15%, а на сегодняшний день всего лишь 10-12% населения являются атеистами или агностиками.

Если говорить о России, то около 75% жителей страны –  православные. Они могут редко ходить в церковь, но связывают себя именно с этой религиозной традицией и осознают потребность в сохранении христианских ценностей.

В 988 году состоялось крещение Руси. Как вы считаете, почему Киевский князь Владимир Святославич сделал выбор именно в пользу православной веры?

Повесть временных лет описывает, как князь Владимир испытывал разные веры. Вы наверняка знаете из истории, что он посылал гонцов в другие страны для изучения религий. Слушая их доклады, он обращал внимание не только на содержание священных писаний и красоту религиозных обрядов, но и вникал в военно-политические, экономические,  культурные и многие другие аспекты жизни народов, исповедующих ту или иную веру.

Религиозный центр православия – Константинополь в X веке был самым крупным и красивым городом мира. Дворцы, храмы, дома, облицованные мрамором, комфорт и условия жизни, близкие современным. А что тогда представляли собой европейские города? Рим многократно завоевывался, грабился варварами и к концу первого тысячелетия утратил свой блеск, а новые столицы европейских государств только начинали свое становление и не могли сравниться с Константинополем. Так что, князь Владимир выбирал не просто веру, а цивилизационный путь развития, который был построен на православном основании. В данном контексте выбор православия означал еще и союзнические культурно-экономические отношения с могущественной Византией, что было оптимальным решением на то время.

Некоторые считают, что православие учит смирению, делая человека пассивным и беззащитным. В качестве примера приводят слова Иисуса Христа: «Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую». Как нужно правильно понимать эту заповедь?

Давайте разберемся с этой цитатой. Для того чтобы ударить в правую щеку нужно быть левшой. Таких людей немного, правда? То есть уже есть какое-то несоответствие. На Востоке удар в правую щеку тыльной стороной правой ладони был знаком оскорбления. И это не удар кулаком, а пощёчина. Такое оскорбление существовало и на Западе. Например, во Франции перед вызовом на дуэль могли бросить в лицо перчатку. Это ведь не больно, но очень обидно. Следовательно, в этом тексте речь идет не об ударе, а об обиде. Понимаете разницу? Иисус Христос призывал не обижаться на других людей, прощать обиды, а не таить в себе злобу.

А вот если какая-то сложная ситуация возникла, где нужно проявить свою смелость, волю, тут уж пожалуйста проявляйте. Христианство это не рабская модель поведения. Ни в коем случае. Слово смирение, о котором Вы сказали, на греческом звучит немного сложнее – смиренномудрие. Данный термин предполагает обдуманный выбор, в какой ситуации быть смиренным, а когда следует проявить свою силу.

Какие на самом деле качества воспитывает у людей православная вера и как они могут помочь в современной жизни?

Вера в Бога и следование заповедям воспитывают в человеке справедливость, честность и порядочность, доброту и отзывчивость. Эти качества позволяют твердо стоять на ногах и следовать жизненным принципам даже в условиях неблагоприятного внешнего окружения. Обладающий ими человек обязательно займет достойное место в обществе и будет стремиться сделать его лучше.

Отход от религиозных ценностей влечет за собой многочисленные проблемы. Например, по статистике более половины современных семей распадается. Это очень плохо. Создавая семью, люди сталкиваются с различными конфликтными ситуациями. Они не знают, как найти выход, так как примиряться и прощать их не научили, поэтому несколько громких ссор и развод. В 13-15 лет вы еще не осознаете важность этой проблемы, но очень скоро этот вопрос станет актуальным и для вашего поколения.

Православная церковь со своим многовековым опытом может оказать серьезную поддержку семье. Она знакомит молодежь с общехристианскими традициями семейной жизни, учит строить правильные взаимоотношения между членами семьи, помогает мужчинам и женщинам выстраивать диалог друг с другом и достигать согласия. Кроме того, в церкви есть Таинства – исповедь и Евхаристия, которые поддержат и укрепят не человеческой силой, но силой Божественной.

Георгий Язепович, до получения духовного образования Вы окончили Калининградское мореходное училище. Думаю, что быть моряком очень интересно. Почему вместо моря Вы решили посвятить свою жизнь православию? Что повлияло на Ваш выбор?

Да, это верно. Быть моряком очень интересно. Я ходил в море около семи лет, посетил многие страны мира, где обращал внимание на многочисленные храмы, монастыри и людей,  которые посещали церкви и вели малоизвестный для большинства советских людей образ жизни. Сейчас это сложно представить, но тридцать лет назад в Калининградской области не было ни одной действующей церкви, а бывшие храмы использовались как склады или гаражи.

Мне захотелось больше узнать о религии. Поэтому, находясь в Великобритании в 1988 году, я купил запрещенную в СССР Библию. Увлеченно прочитал ее большую часть и в возрасте 24-25 лет поставил цель – получить богословское образование. Это совпало с тем, что в начале 1990-х годов в России началось возрождение религии, стали открываться духовные семинарии, и я осуществил свою мечту. Можно сказать, что вера изменила мою жизнь кардинально.

Вера в Бога оказывает позитивное влияние на людей. Но что делать тем, кто не имеет религиозного воспитания и еще не пришел к истинной вере? Что делает церковь, чтобы найти общий язык с молодежью?

Мир меняется, правда? И в этом меняющемся мире должна меняется и церковь. Вы – молодое поколение имеете свои интересы, свою культуру и даже свой язык. Церковь должна слышать и понимать вас и если она не будет этого делать, она рискует утратить связь с молодежью. Нужно искать разные пути для диалога с вами. 

Одним из таких путей является религиозное образование. Например, в Калининграде есть православная гимназия, в которой обучается около 350 детей. Она является частью государственной системы образования, но находится под покровительством церкви. Там обучаются обыкновенные ребята, которые наряду с хорошим образованием получают и православное воспитание.

В старших классах этой гимназии я преподаю философию – совсем не православный предмет, правда? Тем не менее, он позволяет как-бы со стороны обсуждать христианские ценности. Это вас – подростков в вашем очень непростом возрасте не отталкивает. Подобным путем идут и мои коллеги, священники, преподающие в гимназии – каждый из них облекает свой предмет в современную форму, которую готовы принять дети (музыка, искусство, кинематограф).

Могут ли люди, не имеющие религиозного воспитания, обращаться к Богу через молитвы? Необходимо ли для этого выучивать специальный текст или можно это сделать простыми словами?

Каждый человек помнит о счастливых совпадениях, которые были в его жизни и которые невозможно забыть. Я готов утверждать, что пока человек молится, в его жизни будут происходить эти счастливые совпадения. Но как только он прекращает молиться, их становится меньше. Заметьте, я намеренно не говорю о чуде, которое является другой частью Божественной силы.

Для того чтобы обратиться к Богу есть молитвы, написанные церковью и рекомендованные для всех. Но допускается и спокойный разговор человека с Богом на своем внутреннем языке. Главное – верить. Вера обогащает внутренний мир человека. Чем бы Вы ни занимались, обретя веру в Бога, Вы получите не только источник вдохновения, но и обретете христианский подход к жизни, дающий спокойствие и уверенность.

Спасибо, что уделили время и рассказали много интересного. От руководства нашей школы, преподавателей и учеников примите поздравления с наступающим христианским праздником – Пасхи!